На топливном рынке едва не создали искусственный кризис

В конце октября на бирже СПбМТСБ было зафиксировано резкое уменьшение объемов отгрузки бензина по биржевым договорам. В последнюю неделю октября общие объемы отгрузки бензина АИ-95 снизились на 80%. Причина - ожидания трейдеров снижения стоимостей.

Комментарий
И. Андриевский, к.э.н.
Глава совета директоров компании «2К».

С начала года на оптовом рынке топливо АИ-95 подорожал приблизительно на 12,7%, в то время как на АЗС цена топлива увеличилась лишь на 5,6%. Двукратная разница свидетельствует об искусственном «нагревании» всего оптового рынка, что и послужило главной причиной для прогнозов об уменьшении цен на топливо. В результате трейдеры начали продавать договоры на поставки бензина по цене гораздо ниже действующей, ожидая, что ко времени поставок стоимость бензина упадет. В ответ главный поставщик топлива в центральном регионе, а именно Роснефть, для нормального спроса на бензин и для предотвращения снижения цен сократила объемы поставок бензина на биржу.

Так, борьба нефтяных компаний с трейдерами чуть не стала причиной настоящего топливного кризиса – ведь автомобильные заправочные станции могли очень резко отреагировать на трудности с поставками и быстро повысить цены. На данный момент инцидент уже улажен, но ситуация могла выйти из-под контроля. В связи с этим, регулятору рынка нужно исключить возможность возникновения данных непростых ситуаций в будущем.

В Российской Федерации существует проблема опережающего темпа прироста цены в оптовом сегменте. Вскоре данный рост сказаться и на розничных ценах, которые сегодня сдерживаются вниманием правительства к топливному рынку. Но рентабельность работы, в первую очередь, независимых АЗС невысока, они не сумеют держать цены в ущерб собственной прибыли. Определенные вопросы вызывают и действия участников оптового рынка – как поставщиков, так и трейдеров. Судя по всему, данный сегмент очень нуждается в большем контроле со стороны регулятора.